ДАЖЕ САМАЯ ОБОСНОВАННАЯ ОБИДА –
ЭТО ВСЁ ТА ЖЕ СКРЫТАЯ ГОРДЫНЯ
Обида – достаточно частое явление в духовной жизни, которое относится к проявлению скрытой гордости. В её основе лежит внутреннее несогласие с окружающей нас действительностью, чувство несправедливости со стороны других и слишком завышенное мнение о самом себе. Обидеться всегда легко, но простить другого, порой бывает действительно сложно, поскольку в этом случае нам приходится подавлять своё эго, а если точнее – ложное эго.
Дело в том, что когда мы ясно поймём и осознаем, что любая обида – это от начала и до конца наша личная проблема, т.е. чисто наше субъективное чувство и эмоция, нам гораздо легче будет справиться с ней. Это означает, что в избавлении от обиды, последнее слово, всегда остаётся не за извинением нашего обидчика и признанием с его стороны, собственной вины и неправоты, а именно – за нами.
Проще говоря, нет ни одного человека или обстоятельства, способных по-настоящему обидеть нас без нашего на то согласия. Соглашаясь на обиду, мы обрекаем самого же себя на самонаказание, поскольку нельзя быть счастливым и умиротворенным и одновременно вынашивать на кого-то обиду. Это два противоположных состояния сознания: либо мы находимся в одном настроении, либо в другом, и та позиция, которую мы выберем, полностью зависит от нас. То есть это полностью зависит от наших мыслей и отношения к происходящему.
Не будучи способным простить других или принять ситуацию как волю Бога, мы сами же устраиваем внутри себя тюрьму и сами же себя в ней наказываем, своим же омраченным, опустошенным и безрадостным состоянием. И это значит, что, как бы мы не пытались, нельзя быть счастливым и одновременно вынашивать на кого-то обиду по принципу «одно должно уступить место другому». И первый шаг, который очень важно понять, это то, что обижаясь, мы делаем хуже только себе.
Самой правильной позицией в состоянии обиды, будет просто отдать всё на справедливую волю Господа и позволить Ему Самому разобраться «кто прав, а кто виноват!» И это не искусственный способ избавления... Из писаний мы узнаём, что все, что происходит – действительно случается только по воле Бога. И обида в наш адрес – это тоже Его воля, проявленная в нашей судьбе. Вопрос в том, как мы к этому относимся. И настоящие мудрецы, действительно всё отдают на волю Господа, и это лучший, и похоже самый действенный способ избавления от самой глубокой обиды, и от того вреда, которая она несёт.
Однако, почему же обидеться порой так хочется, и почему нам всегда кажется, что это очень даже правильная, естественная и вполне оправданная реакция? Ответ всегда один: мы думаем, что с нами обошлись несправедливо и незаслуженно, ведь мы подсознательно считаем себя очень «важной персоной». Но именно в этом и кроется наша проблема: мы думаем о себе как о том, кем в действительности не являемся.
Справедливость в нашем понимании основана лишь на нашем самомнении и ложном представлении о самом себе. Говоря простым языком, чем больше вы возмомнили о себе, тем сильнее будет восприниматься вами боль и душевные страдания. То есть с духовной точки зрения, обижаться и не уметь прощать – значит духовно остановиться и совершенно не понимать сути обучающего нас жизненного процесса. Глядя через призму своего высокомерия, мы теряем способность видеть, как Господь через подобные ситуации желает уменьшить нашу ложную гордость и тем самым поднять нас на более высокий уровень сознания.
Всё это означает, что в нашей жизни, нет, и никогда не будет виноватых и обидчиков, есть только неспособность видеть и понимать вещи в истинном свете. А наша убежденность в том, что другие не должны обращаться с нами так, как они это делают, – это значит начать отрицать высшую справедливость Бога и перестать доверять Его плану, с Его благими намерениями помочь нам.
Иными словами, наше суждение о вещах и о людях как о неправильных, ошибочных или жестоких – это лишь наше желание улучшить эти вещи, оценивая их через призму своего понимания. А это – всё равно, что начать протестовать против высшей воли Бога и выражать свое скрытое желание самому стать Им, желая взять на себя роль Верховного Судьи. Думая, что нам лучше известно, что правильно, а что неправильно, мы опять и снова приходим к проявлению всё той же гордости, которая часто и становится причиной нашего недоумения, омраченного состояния и подавленного настроения.
(Из книги «7 правил духовного роста»).